Жилищная стратегия в Санкт-Петербурге

Жилищная стратегия в Санкт-ПетербургеВ контексте задач Стратегического плана развития Санкт-Петербурга вопросы привлечения инвестиций, обеспечения жильем еще далеки от разрешения. В ближайшие годы городу предстоит пересмотреть свою политику и перейти к новой стратегии в сфере жилищного строительства — стратегии, которая учитывает и новые требования к жилью, и острый дефицит бюджетных средств на эти цели.

Существующая структура данного сектора экономики не способна сейчас обеспечить ни качества жилья, ни развитой социальной сферы. А хорошее жилье — это не только крыша над головой, но и развитая инфраструктура города, качественное обслуживание, низкие эксплуатационные затраты, социальная и экологическая безопасность. В улучшении жилищных условий сегодня нуждается около 800 тыс. петербуржцев — порядка 300 тыс. семей с невысоким уровнем доходов. Как решить эту задачу? Ведь по оценкам специалистов для улучшения жилищных условий для 1% российских семей требуются кредитные займы около $ 7,5 млрд., львиную долю которых должны составлять внебюджетные средства, инвестируемые по нескольким каналам.

Формирование новой жилищной политики — ключевой момент для создания благоприятной социально-экономической ситуации в регионе. Но Санкт-Петербург не единственный город, столкнувшийся с этой проблемой. Поэтому при выработке комплексной системы по стабилизации экономики полезно освоить опыт других стран в решении аналогичных задач, и в первую очередь — опыт Великобритании.

Жилье — критический компонент социально-экономической структуры и для Великобритании, и для России. В послевоенные годы в обеих странах немало государственных средств десятилетиями отпускалось на развитие сравнительно дешевого «социального жилья». В этом мы схожи, однако сегодня в наших странах совершенно разные подходы к решению задач и формам организации жилищного строительства. По сравнению с нами, англичане имеют более совершенную институциональную инфраструктуру жилищного сектора, которая сформировалась за последнее десятилетие и на деле доказала способность эффективно отвечать на запросы общества.

В конце 80-х гг. англичане были вынуждены изменить свою стратегию в этой сфере. Главной причиной этого стала ситуация, характерная сегодня и для Санкт-Петербурга, — плата за жилье не покрывала расходов на его содержание. Это заставляло власти отказываться от такой недвижимости, часть ее была продана частным девелоперам и жилищным ассоциациям, которые затем конвертировали недвижимость (зачастую с помощью правительственных грантов) в относительно дешевое приватизированное или арендуемое жилье.

Подобная практика дала очень хорошие результаты, особенно на северо-западе Англии и в районе Манчестера. Жилищные ассоциации быстро стали новой моделью управления общественным жилищным строительством, которая позволила властям, с одной стороны, передавать новым собственникам часть капиталовложений для более эффективного управления недвижимостью, а с другой — использовать частные средства для нового строительства, в том числе и займы коммерческих банков.

Обсуждение закрыто.

Свежие комментарии

События